Педагогическая копилка"
Материал опубликован:
Обновлён:
Музейная педагогика и секрет народной деревянной игрушки
«В процессе обучения должны быть
задействованы ум, сердце и руки ребенка».
И. Г. Песталоцци
Одной из ведущих особенностей современного образования это обеспечение качественного обновления его содержания, которое подразумевает в себе не только научно-техническую информацию, но и гуманитарные, личностно-развивающие представления и умения, систему нравственно-эстетических понятий так необходимое детям, особенно на этапе становления личности путём включения её в многообразную деятельность. Народные промыслы занимают важное место в культуре и искусстве нашей страны. Это чистый источник, который несет в себе не только историческое, эстетическое, национально- психологическое, нравственное, но и ителлектуальное содержание.
Сейчас происходит активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс ДОУ музейной педагогики, создание в ДОУ музейно-образовательного пространства, центром которого является мини музей.
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей в специально организованной предметно-пространственной среде и призывает дать ребенку самому манипулировать с предметами, самому извлекать из них информацию, самому делать выводы. На практике ребенок включается в активный познавательный процесс, идет процесс получения «знаний через руки». Полученные знания становятся личным приобретением каждого ребенка. В музее ребенок знакомится с новыми, незнакомыми предметами, которые он до этого не встречал. Это расширяет его кругозор, представления об окружающем его мире. Образовательная деятельность в рамках музейной педагогики является эффективным средством по развитию у ребенка мыслительной деятельности, способствуют прогрессу отдельных сторон творческого мышления — оригинальности и сложности, дети более свободно оперируют образами. Обязательно сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей.
Особое место среди изделий народного искусства принадлежит игрушке. Каждый из нас независимо от возраста помнит игрушки своего детства, поэтому очень важно, чтобы эти первые предметы, задающие жизненные и культурные ориентиры, были созданы добрыми руками, чтобы в них была заложена высокая педагогическая ценность.
Проведя с родителями моих воспитанников беседы и анкетирование, я выяснила, что (несмотря на ранний возраст) большое предпочтение они отдают интерактивным игрушкам и развивающим компьютерным играм для детей. Меня также поразила привычка некоторых детей на вопрос — понравилась ли тебе то или иное отвечать поднятием большого пальца руки со словами «Лайк!» или «Антилайк!»…
Все это стало определяющим в выборе направления нашей работы с детьми и их семьями. Было принято решение создать в группе раннего возраста мини музей богородской игрушки.
Богородские игрушки заняли в нашей группе достойное место на стелаже в виде избы на открытой «полочке красоты», размещенной на уровне глаз ребенка. И самым главным правилом при посещении нашего мини музея стал девиз «Трогать нужно обязательно!»
Так в чем же секрет богородской игрушки? Традиционная богородская игрушка — рукотворна. Вручную вырезается из дерева (береза, липа, осина) и не окрашивается. Она сохраняет природный цвет дерева, его тепло и очень приятная на ощупь поверхность. Богородская игрушка вызывает у детей интерес и чувство радости, потому что она с движением. Подвижность отдельных частей игрушки и простота механизма, приводящего их в движение, расширяет возможности использования игрушки в педагогическом процессе.
Вспомните, наверняка вы встречали такую игрушку! Это и курочки клюющие зернышки, и медведи, бьющие по наковальне. Подвижность достигается с помощью пружин, планок или грузиков.
Возможность экспериментировать с игрушкой и при этом добиваться результата имеет очень большое значение для развития личности ребенка. В процессе действия с игрушкой у него проявляется любознательность, познавательная активность, инициативность, а полученный результат способствует формированию уверенности в своих возможностях.
В богородской игрушке отражается мир животных, который пользуется особой любовью у детей и знакомство с которым является необходимым условием для познавательного развития.
При изображении зайцев, медведей, белок мастера добились высокой точности в передаче их характерных признаков. Игрушки отличаются ритмом бороздок, выразительно передающих фактуру шерсти, оперения и т.п.
Благодаря развивающему, познавательному и эстетическому воздействию игрушек у маленького ребенка просто и естественно формируется правильные представления о внешнем виде животных, он овладевает приемами приведения игрушки в движение, и при этом у него закладываются предпосылки художественного вкуса. С возрастом интерес ребенка к действиям с богородской игрушкой снижается, но ее эстетическое воздействие сохраняется.
Пояснительная записка
«В народной игрушке народ отдает ребенку
свою любовь и ласку, свою веселость и смех,
и свои думы и знания, свое умение – в этом
большая сила ее влияния на ребенка.
Через народную игрушку кто-то совсем
близкий и ласковый говорит с ребенком
правдиво, мудро»
Е.А. Флерина
Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum» — «храм». Музей – место, посвящённое наукам и искусствам. Музей занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.
Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира.
Музейная педагогика является особым видом педагогической практики. Эта форма организации обучения соединяет в себе образовательно-воспитательный процесс с реальной жизнью и обеспечивается воспитанниками через непосредственное наблюдение и знакомство с предметами и явлениями.
Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство является национальным по содержанию, поэтому способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических чувств у ребёнка.
Паспортные данные
Название мини музея игрушки: «В гостях у сказки»
Оформление мини-музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекция мини-музея располагается на стеллаже в виде избы на открытых полках. Все экспонаты были собраны и предоставлены родителями и воспитателем группы раннего возраста Воробьевой Т.В.
Цель – эффективная и целенаправленная организация работы по нравственному и патриотическому воспитанию, социализация и воспитание творческой личности воспитанников средствами музея.
Задачи
— знакомство детей с народными промыслами;
— формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории и культуре русского народа через образ народной игрушки;
— приобщение детей младшего дошкольного возраста к устному народному творчеству через образ народной игрушки;
— воспитание заботливого отношения к экспонатам;
— формирование у дошкольников навыков исследовательского поведения;
— способствовать активной игровой деятельности ребенка, познавательной активности, развитию творчества, исследования и экспериментированию с игрушкой;
— развитие мелкой и крупной моторики, сенсорного восприятия;
— развитие речевой активности детей в разных видах деятельности;
— способствовать художественно-эстетическому развитию;
— способствовать социально-эмоциональному развитию представлений об окружающем мире;
— формировать и развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности
— обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье
— повышение компетентности родителей при выборе игрушек для детей
При создании мини-музея учитывались следующие принципы:
— наглядности;
— доступности;
— содержательности;
— принцип интеграции – содержание работы по ознакомлению с народной игрушкой связано с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду;
— принцип возрастной адресованности – содержание деятельности
выстраивается в соответствии и учетом возраста детей;
— последовательность ознакомления детей с музейной коллекцией;
— подвижность структуры (экспонаты или экспозицию использовать к теме занятия);
— принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и с семьи ,родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье;
— принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Содержание мини музея богородской игрушки: «В гостях у сказки»
№ | Наименование экспоната | Количество (шт.) |
1 | Дергунчик «Кошка» | 1 |
2 | Куры (авторские) | 1 |
3 | Рукодельница | 1 |
4 | Дары леса | 1 |
5 | Затейница | 1 |
6 | Заячья капуста | 1 |
7 | Заяц барабанщик | 1 |
8 | Мама | 1 |
9 | Дед, бабка и колобок | 1 |
10 | Курочка Ряба | 1 |
11 | Репка | 1 |
12 | Деревянный брусок (липа. береза) | 2 |
13 | Клубок ниток | 1 |
14 | Иллюстрации с изображением деревянных игрушек | набор |
15 | Иллюстрации Е. Рачёва, С. Антиповой по сюжетам русских народных сказок | набор |
16 | Стихи по сюжету игрушек | есть |
17 | Раскраски | есть |
18 | Д/и «Разрезные картинки» | 1 |
19 | Д/и «Помоги белочке разобрать орешки/ грибочки» | 1 |
20 | Д/и «Что нужно медвежонку, чтобы быть чистым» | 1 |
21 | Д/и «Зайкин огород» | 1 |
21 | Д/и «Узнай и назови» | 1 |